Мечта подтвердить на практике факт, что все гениальное просто, родилась
у меня еще в детстве. Играя с мальчишками на развалинах старых бараков
в Останкино, мы нашли стопку журналов «Америка»: в конце 60-х – начале
70-х годов такая литература была большой редкостью. В них я впервые
увидел удивительно красивые фотографии на невероятно гладкой глянцевой
бумаге. Одна из них – «Пуля, про-бившая апельсин» Г. Эджертона,
настолько меня поразила, что, увлекшись фотографией спустя многие годы,
я помнил о ней. Повторить такого рода скоростную съемку без
соответствующего оборудования невозможно. С другой стороны, если
нельзя, но очень хочется – возможно все! Так я стал придумывать
обходные пути, как добиться подобного эффекта, используя подручные
средства. Мне это удалось!
Чай, виски – поснимаем?
Откровенно
говоря, фотография с чашкой – «Какой же я неловкий!» получилась
случайно. Это был единственный дубль, хотя обычно их количество
достигает 10–50-ти: снимаю до тех пор, пока результат не удовлетворит
моим требованиям. Изначально задумка была совсем другая – я хотел
налить жидкость по краю чашки таким образом, чтобы получился всплеск.
Но чашка перевернулась, щелчок затвора – и результат перед вами. Чтобы
повторить этот эксперимент вам понадобится чай, чашка, блюдце и столик
– любой, не обязательно стеклянный. Сразу предупрежу – процесс
использования всех этих предметов довольно нудный. После каждого дубля
приходится заново мыть и тщательно вытирать все объекты съемки. Мне
повезло, да и возиться с наведением чистоты было лень, поэтому оставил
кадр как есть. Не так давно я проводил мастер-класс в Проффотоцентре,
где наглядно демонстрировал технику съемки подобных сюжетов – ничего
сложного! Самое главное – поймать момент. Кстати, здесь в качестве фона
берется софтбокс. Он ставится сзади, потому что посуда стеклянная,
жидкость прозрачная – их хорошо видно на просвет. А вот если, допустим,
взять фарфоровую посуду, то подсветку придется ставить еще спереди с
боку, иначе передний план получится темным.
Для
следующего снимка – «Виски, сэ-э-эр!» вам уже понадобится именно
стеклянный стол, поскольку съемка ведется на просвет, снизу. Берете
стакан для виски, чай (эксперименты с виски обойдутся дороговато, а
чай, в зависимости от крепости заварки, может имитировать довольно
широкий спектр алкогольных напитков) и обычное стекло. Оно должно быть
идеально чистое – никаких бликов, пылинок или отпечатков пальцев! Это
касается, впрочем, всех стеклянных предметов – дотрагиваться до них
можно только в перчатках, а вытирать – бумажными салфетками, от
обычного полотенца останутся ворсинки. Есть и специальные жидкости,
влажные салфетки, допустим для чистки мониторов – они тоже вполне
сгодятся. Размер стекла зависит от размеров снимаемого предмета. Если
это стакан, то подойдет небольшой кусок, если более крупный предмет, то
чем стекло больше – тем лучше. Далее – на стекло наливается вода. Я
брал обычную воду из-под крана. Чтобы она не скатывалась со стекла, к
нему надо приделать некие бортики. Первое и самое простое, что пришло
мне в голову – взять пластилин, тонко раскатать и облепить им края по
периметру! В итоге – стекло лежит горизонтально, сверху 3–5 мм воды,
зафиксированной по краям пластилином. Ставите сверху стакан или бокал,
приподнимаете на ребро и отпускаете, чтобы произошел живописный «плюх».
Фотокамера при этом находится внизу, под стеклом. Самое сложное – все
это придумать и тщательно подготовить – эти моменты занимают гораздо
больше времени, нежели сама съемка.
Во власти трех стихий
В
кадре «Виски – взрывной характер» к стандартному набору – чай, стакан,
стеклянный стол добавляется лед и пламя. Вместо стеклянного стола можно
использовать и простое зеркало, но в этом случае отражение выходит
сдвоенным – такой эффект мне не слишком нравится. Поэтому я использовал
стекло и лист черной бумаги в качестве подложки. Лед искусственный – из
пластика. Его можно приобрести, например, в магазине «Фотофрейм», на
Мосфильмовской улице. Он дороговат – порядка 600 рублей за один кубик.
Возможно использование более дешевого варианта – из желатина, но он
недолговечен и смотрится менее эффектно. Поэтому, пластиковый все же
оптимальнее. Фон – цветной картон или пластик подходящего размера, я
использовал формат А3. Подсветка – фронтальная и по бокам.
Несмотря на пламя, в кадре опять чай. Сколько же я с ним
намучился, чтобы поджечь так, как надо! И керосин пробовал сверху
наливать, и спирт… Кидаю спичку – пламя гаснет. Наверное, пленочка
горючей жидкости была слишком мала. Конечно, если взять стакан чистого
спирта, он бы полыхнул! Но, учитывая условия – все свои эксперименты я
провожу в домашней студии, комнате 16 кв. м. – поджигать целый стакан
спирта или бензина я не решился. Пока он весь не прогорит, лопнув в
конце, его и не потушишь! Поэтому, старался поджечь тонкую пленку
горючей жидкости на поверхности бокала с чаем таким образом, чтобы она
вспыхнула и погасла, позволив мне сделать хотя бы один кадр. Бензин
наливать я также побаивался, все-таки керосин и спирт не так горючи.
Но, только плеснув бензинчику от зиповской зажигалки, я получил,
наконец, желаемое пламя. Кинул побыстрому в стакан кусок пластикового
льда, сделал снимок – занавес! С такими вещами лучше долго не мучиться:
что получилось – то получилось. До этого снимка я сделал всего три
кадра. Решил оставить этот и больше не экспериментировать. Да и стакан
у меня, в конце-концов, треснул.
Закончим,
пожалуй, тему виски, стеклянных сосудов и прочих сопутствующих им
атрибутов разобрав последний снимок из этой серии «Краев не видишь».
Чтобы добиться элегантного матового оттенка, в качестве столика я
использовал белый пластик с темной подложкой. Подсветка преимущественно
сзади, потому что снимаемые предметы опять все прозрачные. Единственное
исключение – щипчики для льда. Они мелковаты, поэтому их пришлось
отдельно подсветить фронтально, иначе бы они вышли абсолютно черными.
Сюжет снимка, по сути – шуточный! У меня есть ваза, диаметр и внешний
вид которой в точности совпадает с бокалом для виски. За исключением
высоты. Поэтому, вся хитрость данной композиции состоит в том, чтобы
поставить два сосуда с жидкостью рядом, сфотографировать. А при
компьютерной обработке снимка убрать у вазы очертания до уровня бокала!
Кстати, графический редактор отнюдь не является для меня
палочкой-выручалочкой! Как правило, в нем я корректирую цвет, добавляю
изображению насыщенности, контрастности, резкости. Но иной раз
приходится прибегать и к таким хитростям, как в случае с вазой.